Сегодня и вчера
Портрет Алексея Ивановича Введенского
Фотография «Портрет Алексея Ивановича Введенского» Автор:
Волков Михаил Павлович


Техника:
Фотография
Время создания:
Конец XIX века
Смотреть полностью


Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?



Введенский Алексей Иванович. Западная действительность и русские идеалы. — Сергиев Посад, 1894. С. 10.

Чтобы трезво относиться к обаянию западной культурной жизни необходимо, нам кажется, уяснить себе, может ли западная действительность, отлившаяся в формы устойчивые, определенные, которых судя по всем историческим аналогиям она уже не переменит,—может ли она быть признана идеальным строем жизни? Достаточно ли широк, всеобъемлющ, универсален заложенный в основу ее принцип? Необходимо ли, как то думали и думают некоторые, усвоить именно западный образ мыслей, проникнуться европейскими чувствами, преобразоваться по образу и подобию европейца, чтобы стать человеком? В частности, относительно нас, русских — соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании? Удовлетворяет ли западная действительность тем чаяниям, идеальным стремлениям и заветным мечтам, которыми живет и дышит человек русский? Словом, наши русские идеалы и западная действительность в одном ли лежат направлении?

Конечно, было бы в высшей степени несправедливо осуждать все западное, всю европейскую культуру разом. Может быть, запад и действительно «гниет», может быть даже он представляет уже сплошное кладбище, но это, выражаясь словами одного из герое в последнего романа покойного Ф. М. Достоевского, — «дорогое кладбище, дорогие покойники, над которыми каждый камень гласить о горячей минувшей жизни, о страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу, в свою науку». С титаническим размахом силы, с прометеевскою гордою верою в себя, лучшие, наиболее богато одаренные от природы люди запада упорно стремились зажечь на земле небесный огонь полной истины, полного довольства, полного счастья. Они исходили с этою мечтою много путей; изведали много способов в поисках за этим благом. Порой блуждающие огоньки обманчивых призраков заводили их далеко с прямого пути в непроглядную тьму; но порой неведомое искомое открывалось их настойчиво ищущему духу, хотя бы лишь в форме смутного чаяния. Во всем этом есть много поучитѳльного и не только в отрицательном смысле, —не потому только, что благодаря их опытам нам известны стали ложные путы, на которые уже не следует больше вступать,—но и в положительном: они вынесли к свету знания много сокровищ, таящихся в нашей природе, которую они так настойчиво пытались изведать и исчерпать; дали много технических средств для улучшения горькой земной участи человека, для борьбы ее с физическим злом; обогатили сокровищницу общечеловеческой науки и искусства многими ценными созданиями. Не видеть в этом никакой заслуги, закрывать глаза на все это было бы не только не справедливо, но просто не расчетливо, не экономично: так как тогда пришлось бы, с непроизводительною затратою труда, времени и сил, снова доискиваться того, что уже давно найдено.

Все это так. По при всем том, в этих прометеевских замыслах все же есть одна роковая ошибка, которая состоит именно в том, что они — замыслы прометеевские, гордые, самонадеянные; что те люди, которые живут и жили, которые стремились и стремятся к их осуществлению, забыли или были недостаточно внимательны к тому, что их искомое вовсе не есть неизвестное; что оно не только известно, но даже реально; что искомый ими небесный огонь вразумляющей истины и исцеляющего от всех земных недугов блага уже давно затеплен на нем Рукою более сильною, чем человеческая, и горит светло и ярко, распространяя около себя действительную теплоту и жизнь, а не обманчивое сияние, которым сияет гордая культура запада, — горит и светит в странах, которые еще далеко не могут похвалиться своею культурою, но которые за то имеют свыше, как дар милости, то, чего не может дать никакая культура...




Приказные дьяки XVI века по моему убеждению — видные общественные и политические деятели, а не только «плутишки» и «страдничьи дети»
И повелел Владимиру быть с нею перед отцом ее и матерью, и потом отца ее убить, а ее взять себе в жены
Ну, казачки, — сказал Маслов стоявшей сотне, — вот через 40 секунд взорвем стену!
Все мятежники в Кавказских горах были приведены в трепет покорением города, вечного их убежища
Желателен переход крестьян к подворному владению
Мысли о федеративном устройстве Древней Руси
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Соответствует ли тип европейца идеалу человека, как этот идеал отобразился и выяснился в нашем народном сознании?
Саги, для Русского человека, любящего свое отечество, могут быть объяснением многим сказаниям Нестора
Рождество Христово



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.